Моя ложка дёгтя (Левиафан, реж. Андрей Звягинцев)

Если перед просмотром фильма сначала посмотреть о Левиафане, то смотреть будет немного интереснее. Есть библейская трактовка этого змея, а есть трактовка Гоббса. Судя по церковным атрибутам, в фильма намекают на Левиафана библейского. Эдакая борьба со злом. Но мне кажется, что Гоббсовский Левиафан более подходит. Гоббс очень ловко свалил все свои проблемы на неизбежность и незыблемость существования зла, как атрибута межчеловеческого общения.

Начнём с того, что совершенно понятно, почему фильму уделено столько внимания со стороны западной общественности, которая почему-то называет себя прогрессивной. За два часа просмотра я не увидел ничего хорошего. Никакая буржуйская пропаганда не сможет сформировать образ страны ужасной и отвратительной более легко, чем этот фильм. После его просмотра мир становится чёрным, но как ни странно автор ни в чём не наврал. Просто он нарисовал свой мир.

Немного о игре актёров. Они не улыбаются. Только однажды улыбка засветилась на лице Николая, он рассказывал, что главу администрации «нагнули». Все мрачные. На что это похоже? В принципе, это могло происходить где угодно, в любом городе или деревне. Нужно только выкинуть из жизни всё хорошее. Не то чтобы ничего хорошего не было, просто хорошее не показывать. Из этой мрачной выборки логично вытекает и мрачное начальство. Электорат прекрасно развлекается бухая и паля по бутылкам, разъезжая пьяным по дорогам. Про закон и правила они вспоминают только по мере собственной необходимости. В обычной жизни они прекрасно обходятся жизнью по понятиям. Вытаскивают из КПЗ, договариваются и мирятся по-свойски. Жути они нагнали друг на друга порядочно, даже ребёнок жесток, подозрителен и циничен. Приличным человеком выведен только один, монах, символично? Все остальные вполне спокойно могут наплевать и на себя и на всех. На наш взгляд они совершенно потеряли жизненные ориентиры, добро и зло у них совершенно не на тех местах, что у нас.

Так кто там хорош? И вспомнить некого. С другой стороны только один человек был последователен до конца, это глава администрации. Остальная публика только при общении между собой была довольна собой же, при встрече с начальством им сразу хотелось закона. Хотя кто знает, как поступил бы глава, выполни свои обещания адвокат, но тот оказался просто мелким соблазнителем. Глава администрации конечно негодяй и методы его совершенно безобразны, но умеет ли он жить иначе? Все вокруг живут так же, только у него масштаб побольше. Все на своём уровне тоже не против поиграть правами, но как только грянет гром, то мужики сразу кто креститься, кто в суд.

Так про что кино? До просмотра я читал несколько рецензий и во всех во главу угла ставился конфликт простого человека с властью. Но мне это всё больше напомнило свару пауков в банке, где самый большой и злобный паук наводил порядок. Ни власть, ни электорат не вызывают сочувствия, только печаль по потерянным душам. Как можно вспоминать про справедливость только если не хватает сил морду набить традиционными способами? Никто не выбивается из общей массы, общей серой массы. И никто не хочет выбиваться, всем удобнее жить в сумраке, не платя налоги, отмазываясь от полиции водкой.

Про судебный процесс и говорить нечего, авторы оставили всё в тумане, а про всё остальное выводы просты: автор не любит жизнь. Она его тянет его в омут отчаяния и безысходности. Он не видит ничего хорошего, ничего положительного и поэтому снять мрачное и упадническое кино для него будет легко и просто. Лично для меня жизнь выглядит иначе. Есть и взяточники и негодяи, но не это главное. Главное в том, что есть хорошие люди и их большинство. Например, все и всегда говорят о продажных гаишниках, мой же опыт общения говорит о том, что они являются точной копией всего населения — есть совершенно разные люди, в том числе и вполне приличные люди. Может быть, каждый видит то, что ему хочется видеть? Если вам нравится мрачный мир про уродов — этот фильм для вас, если вам нравится «Бриллиантовая рука», то не стоит терять время. И не показывайте это кино маленьким детям, они могут подумать, что это правда.

Сам фильм снят неплохо, единственное, что не понравилось — звук. В последнее время, судя по всему, звук начали писать непосредственно во время съёмок и мне кажется опыта в этом деле не хватает. Это касается не только этого фильма. Перепады уровня звука часто некомфортны для уха, а некоторые фразы вообще не слышно. Эти моменты лучше было бы переозвучить. Но это всё дело наживное, в любом случае живой звук мне нравится больше, чем 100% озвучки в студии.

Вывод: мрачное кино из области антиутопий. Просмотр — потеря времени и возможность испортить настроение. Лучше верить в лучшее и жить в поисках прекрасных идеалов. Не нужно всё дерьмо вокруг нас объяснять неизбежностью, оно не с Марса прилетело, его наваляли люди. И как правило больше всех кричат «засрали» самые большие засранцы.

В главных ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев

Д.Мусатов