Умом или сердцем (Леди Макбет Мценского уезда, реж. Р. Балаян)

Стоит ли собственное счастье больше, чем жизнь другого человека? Не думаю. Героиня фильма считала иначе.

Фильм наверняка кем-то позиционируется как сказание о Великой Любви и Загадочной Женской Душе. И зря. Фильм про обыкновенные глупость, жадность и эгоизм. Несчастный мальчик был задушен не для того, чтобы любовь не погасла в душах, а чтобы попилить наследство. Пойдём по-порядку.

Странно видеть в желании героев поразвлечься хоть что-то от великого чувства. Отданная замуж по расчёту, героиня откровенно скучала. Склонность к экстремальным развлечениям свела её с таким же молодцем. Как говорится, рыбак рыбака... Особа женского пола при первой возможности сообщила о измене своему мужу. Не было и попытки как-то сберечь свои чувства, было только желание досадить своему мужу. Ну скажите, кто в здравом уме сможет использовать любовь, как средство мщения? Добрый молодец тоже глядел несколько дальше душевных метаний, через плечо своей пассии, на хозяйские амбары. Стерва и хапуга — прекрасная влюблённая пара! Влюблённая в свои заветные мечты.

Всё, что делала девица, имело только один смысл, только удержать около себя своего партнёра по развлечениям. Причина проста и неуникальна. Просто он идеально подходил на роль спутника жизни, и по темпераменту, и по экстерьеру. Нельзя упускать. Временами эгоизм уступал место чувству самосохранения, но ненадолго. Например, после смерти мужа. После непродолжительного перерыва чувство самосохранения уступало место не только эгоизму, но и безнаказанности. И если смерть мужа вызвала панику, то смерть ребёнка уже была просто работой.

Мальчик не мешал им жить, мальчик мешал делить деньги. Нужно быть идиотом, чтобы этого не понимать. Женщина, которая осознано убивает ребёнка ради денег, может считаться способной на любовь? Испарились куда-то любовь и загадочность, на их месте оказались глупость, жадность и эгоизм. Про глупость я не успел рассказать, но это и так очевидно. Глупость заключалась в том, что женщина думала, что она хоть немного нужна мужчине, ради которого убивала, только вот с чего? Он такого повода ей не давал.

Все эти страсти разыгрываются на фоне сонной жизни, мух на стекле и пыли над дорогой. Где же ещё им было появится? В месте, где всё спит, эмоции выплёскиваются спонтанно. Где-нибудь в Москве может и смогли бы они выпустить пар в кабаре или на народных гуляниях, но не судьба.

Всё это на экране показано очень ярко и детально. Не вызывает сомнения, что всё это могло быть на самом деле и именно в таком виде. Кто из нас не видел сам или не слышал от соседа что-то похожее? Люди постоянно делают вид, что творят высокие чувство и глядят на звёзды, высыпая на соседский огород собственное дерьмо. Людям свойственно думать о том, что происходит с ними что-то своё, отличное от общепринятого. Так проще жить.

Им кажется, что всё им простится. Им кажется, что всё неважно, если им так хочется. Им хочется счастья немедленно и в больших количествах. А если этого самого счастья не хватает в наличии они не против его прихватить у окружающих. Не всегда это проходит удачно. Возникает чувство запоздалого раскаяния, но поделать уже ничего нельзя.

А всего-то и нужно было назвать вещи своими именами и помнить, что очень непросто построить своё счастье на несчастье другого человека. Неплохо было бы каждому знать и то, что история движется только вперёд и завтра никак невозможно будет изменить сегодня. Можно день или неделю веселиться на костях, а после этого остаток жизни гнить в остроге. Может кто-то и скажет, что оно того стоило. Наши герои раскаянием особо не страдали, скорее была досада на неудачно проведённую операцию. Удивительный цинизм и эгоизм. Просто энциклопедический пример человеческой подлости.

Я не читал литературного оригинала, так что сравнить мне не с чем, но фильм понравился. На грани скатывания к откровенной чернухе авторы и актёры смогли показать ситуацию без лишних истерик и условностей. Смотря этот фильм даже не сомневаешься, что всё это когда-то было, всё это произошло и было записано очевидцем с въедливой точностью. А создатели фильма в свою очередь просто перенесли всё это на экран. Людям со слабыми нервами лучше не смотреть.

В главных ролях: Наталья Андрейченко, Александр Абдулов

Д.Мусатов